Пока одна часть экипажа предпринимала попытки реанимировать хоть какую то часть оборудования, другая часть опять предприняла вылазку на берег, дабы запастись пресной водой. Там в районе прежней базы имелось пресноводное озеро, из которого вытекал ручей прямо на берег залива. Часть экипажа провела ночь на берегу. Другая часть всю ночь занималась ремонтными работами. Разобрали все беспилотники и сняли с них аккумуляторы. После этого удалось наладить связь с Аучилу и с Пуэрто- Монтом. К сожалению ветрогенератор сгорел полностью и отремонтировать его можно было только в заводских условиях. Запасов электроэнергии в аккумуляторах и угля при самых благоприятных погодных условиях хватало только на то , чтобы достичь побережья Аргентины и может быть до Магелланова пролива. В условиях дефицита электроэнергии про радиолокатор пришлось забыть.
В сущности, ничего катастрофического в этой ситуации не было. Да – были серьезные проблемы. Самое главное не было того цейтнота, который случился месяц назад. Все были живы и здоровы. С питанием особых проблем не было. Был определенный дефицит тепла, так как приходилось экономить уголь и электричество, поскольку судовой электрогенератор питался от паровой машины. Самое главное – была радиосвязь с базой. А на базе не спали и искали пути выхода из кризиса.
Для Франца и Клауса самой большой проблемой было отсутствие полноценной связи с “Майнекрафт-2”. Связь осуществлялась путем проволочного или беспроволочного телеграфа, который был тогда во всех крупных портах. В Пунто- Аренасе он был. И капитан “Майнекрафта-2” уже отправил телеграмму о прибытии в порт Пунто-Аренас Клаусу Дойчу в Пуэрто-Монт ещё числа 6 декабря. В свою очередь Клаус отправил телеграмму капитану “Майнекрафт-2” , чтобы он оставался на месте до 11 декабря для получения дальнейших указаний. 11 декабря капитан получил следующие указания: Закупить продуктов на 2 недели и отправиться к мысу Дунхеннес ( Cabo Dungeness). Это был выход из Магелланова пролива в Атлантический океан. Поставить буксир с баржей в укрытие и высадить наблюдателей на маяк. Дожидаться “Майнекрафт-1” насколько позволяет запас продуктов. Всё.
В свою очередь на “Майнекрафт-1” готовились к тяжелому переходу. Предстояло преодолеть порядка 750 км без электричества и почти без угля. Была отсоединена муфта электрогенератора от рабочей паровой машины.. Это было сделано, чтобы излишне не нагружать паровую машину. Вторая машина была полностью заглушена вместе с генератором Все механизмы на судне были переведены на ручную тягу. Освещение внутри трюмов было либо с помощью фонариков, либо от самодельных коптилок. Прекратили готовить пищу и перешли на сухпайки, благо их было в достатке, а гоячую воду можно было взять из парового котла. Всё оставшееся время до отплытия собирали на берегу хворост, сухую траву и другие горючие материалы, с тем, чтобы воспользоваться ими дополнительно к углю.
Заправившись пресной водой, подняли шлюпки на борт вручную и 11 декабря снялись с якоря. Взяли курс на север для того, чтобы быстрее обогнуть Фолклендские острова. И, идя вдоль побережья, тщательно осматривали берег на предмет горючих материалов. Пару раз им повезло наткнуться на останки деревянных судов и такелажа. Встретили китобой и купили у него пару бочек с китовым жиром и салом. Это было ценное приобретение. Спускали шлюпки и бензопилами пилили найденное на дрова. Дальнейшие события показали, что это было очень правильное решение. Двигались так медленно, что Фолкленды остались за кормой уже после захода Солнца. Капитан сам стоял у штурвала всю ночь, двигаясь с минимальной скоростью, стараясь поймать волну и иногда даже ложась в дрейф.
Весь следующий день, пока “Майнекрафт-1” с черепашьей скоростью плыл к побережью Аргентины, часть команды занималась колкой дров и приготовлением для сжигания всей листвы, хвороста и т.д. Другая часть занималась изготовлением всевозможных лампад, светильников, факелов и фитилей, благо китовый жир способствовал этому занятию. К тому же имелась ещё бочка с керосином - запасное топливо для беспилотников и пара бочек с бензином для лодочных моторов. Таким образом через пару дней, израсходовав сначала запас электричества в аккумуляторах, затем дрова вперемежку с углём и китовым салом, удалось таки добраться до континента и выйти на маяк у входа в Магелланов пролив. Практически все запасы горючего были израсходованы. Остался только керосин и бензин для подвесных моторов. “Майнекрафт-1” обогнул мыс Дунхесс и встал на якорь в километре от баржи с углём. Радист судна телеграфировал на Аучилу и в Пуэрто-Монт о встрече.
Тут опять случилась маленькая заминка. Уголь находился в барже почти 2 месяца и за это время слежался и отсырел. Обоим командам пришлось изрядно поработать ломами, прежде чем загрузили “Майнекрафт-1” минимумом угля для перехода в Пунта-Аренас. В Магеллановом проливе уже можно было расслабиться, подключить электрогенераторы к паровым машинам и поспать в тепле.
16 декабря наш караван, в составе судна и буксира с баржей прибыли в Пунта-Аренас. Дальше не было уже никаких сложностей. Наняли местных рабочих для погрузки угля, запустили вторую паровую машину на “Майнекрафт-1” . Отдохнули и выспались на берегу, отправили пару телеграмм в Пуэрто-Монт и 18 декабря спокойно, без лишних тревог отправились домой. Ветер был попутный.
Фото: Маяк у входа в Магелланов пролив. Мыс Виргенис (Аргентина)

Journal information